Публичный доклад
заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида
Нижнепойменским детским садом «Сибирячок»
Владимировой Веры Ивановны
(2013-2014 учебный год)
1.Общие характеристики заведения
МБДОУ «Сибирячок» функционирует с марта 1976 года. Его территория имеет общую площадь 5972 кв.м., (площадь здания 899,7 кв.м.). Озеленение территории включает в себя: уплотненные посадки деревьев, составляющие более 55% от общей территории. На территории учреждения имеется 6 игровых площадок, спортивная площадка, эколого-развивающий комплекс (уголки леса, сада, поля, цветники) и хозяйственный двор.
Функционирует 6 возрастных групп, из них 5 общеразвивающей направленности и 1 группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (логопедическая группа).
Воспитание и обучение детей ведется на русском языке.
Образовательная деятельность лицензирована (лицензия серии А № 0000661 выдана 06.09.2011 Службой по контролю в области образования Красноярского края, регистрационный № 5961-л).
Режим работы учреждения - 12 часов (7.00-19.00), 5 дней в неделю (выходные суббота и воскресенье).
Общее количество детей – 114 (плановая наполняемость учреждения – 112 детей). Из них – девочки: 58
Заведующий МБДОУ «Сибирячок» - Владимирова Вера Ивановна
Юридический адрес: 663840, Красноярский край, Нижнеингашский район, поселок Нижняя Пойма, микрорайон «Спутник», дом 9а
Телефон/факс: 8(39171)42253
САЙТ детского сада: sibir-ds.3dn.ru
Электронный адрес: sibirychok-reshoty@rambler.ru
Учредитель МБДОУ «Сибирячок» - муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края. Юридический адрес Учредителя: Красноярский край, Нижнеингашский район, пос. Нижний Ингаш, ул. Ленина, д. 164. Телефоны: 8(39171)22492, факс -8(39171)21830
МБДОУ «Сибирячок» - современное дошкольное учреждение как первое звено в общей образовательной системе приобрело все черты самостоятельности: мы имеем статус юридического лица и, соответственно, формируем свои цели, задачи, разрабатываем стратегию развития, изыскиваем ресурсы для их реализации.
2.Особенности образовательного процесса.
Учреждение работает по программам:
- Образовательная программа ДОУ, разработанная на базе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом регионального компонента;
- Рабочая программа «Коррекционная работа в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи» (5-7 лет), составленная на основе рекомендаций коррекционных программ «Формирование правильной речи у детей с ОНР и ФФНР» (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина);
- Примерная программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с включением регионального компонента;
- Парциальная программа по ОБЖ (авторы Н.Н.Андреева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина).
Образовательная программа МБДОУ «Сибирячок» предусматривает комплексно – тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми. Примерная циклограмма образовательной деятельности представлена в таблице, где перечислены основные лексические темы каждой недели и описаны примерные цели и задачи по их реализации. Для полного освоения темы воспитанниками педагоги планируют различные формы работы и виды детской деятельности: рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, во взаимодействии с родителями и социальными партнерами и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада. Дополнением к комплексно-тематической циклограмме образовательной деятельности на год является Календарь праздников.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
По каждому направлению имеется методический материал, его объем зависит от возраста детей. Разработана серия конспектов занятий по темам: «Я и моя семья», «Родной поселок», «Сибирский край», «Родина моя – Россия». В основу воспитательной системы положен проектно-исследовательский метод. В методическом кабинете имеется демонстрационный материал: гербы, флаги, карты п. Нижняя Пойма, Нижнеингашского района, Красноярского края и Российской Федерации; фотоальбомы «Наш поселок», «Детский сад – сотрудники», «Красноярск», «Столбы»; видеофильм «Красноярский край»; музыкальный и художественно-литературный материал, используемый во время НОД, свободной деятельности и на утренниках; изделия народно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки, расписная посуда (Гжель, Хохлома, Жостово, Городец); народные шумовые инструменты; русские народные костюмы для детей (сарафаны, кокошники, шаровары, косоворотки). Организация педагогического пространства в групповых комнатах предусматривает предметно-развивающую среду по классу «Народные игрушки», патриотические уголки (содержание зависит от возраста), атрибуты национального костюма (кокошники, сарафаны, фуражки, кушаки и пр.) для игр и художественно-театрализованной деятельности в свободное время.
В настоящее время в детском саду осуществляется переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО): определен состав рабочей группы, разработано Положение о рабочей группе, составлен проект плана организации мероприятий по введению ФГОС ДО в практику ДОУ, участие в конкурсе по отбору пилотных Городских округов и муниципальных районов в рамках введения ФГОС ДО.
В 2013/2014 учебном году реализовывались следующие задачи:
1. Осуществлялся целостный подход к укреплению здоровья дошкольников, совершенствовались физические качества детей (ловкость, выносливость, гибкость, сила и быстрота), обеспечивалось их психическое благополучие.
2. Реализовывался принцип интегрированного подхода в образовательной деятельности и воспитательной работе с детьми с учетом ФГТ: изменение организации педагогического процесса и содержания работы в течение всего дня пребывания детей в ДОУ.
3. Продолжалась работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей с учетом регионального компонента посредством ознакомления их с природой родного края: освоение проектной деятельности и создание предметно-развивающей среды природоведческого характера в ДОУ.
4. Создавалась система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса ДОУ во взаимодействии с родителями.
5.Продолжалась работа по укреплению нормативной базы ДОУ: определен перечень обязательной и дополнительной документации по комплексно-тематическому планированию психолого-педагогической работы с детьми в течение учебного года (календарное, перспективное планирование) для воспитателей и специалистов, рабочая программа «Коррекционная работа в ДОУ с детьми с ОНР», и пр.
Для успешной реализации образовательной программы ДОУ и функционированияобразовательного учреждения в режиме развитияпедагогическим коллективомприменяются современные педагогические технологии дошкольного образования по изодеятельности, мнемотехнике, социоигровой педагогике, шире и успешнее стали использоваться информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) (Приложение 1).
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы.В течение года воспитанники развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Согласно итоговым констатирующим срезампрограмма воспитания и образованиядетей дошкольного возрастав нашем учреждении выполненана95%. Годовой приростреализации программы составил10%.
№ |
Направление |
% выполнения |
1 |
Физическое развитие |
97 |
2 |
Познавательное |
100 |
3 |
Речевое |
86 |
4 |
Социально-коммуникативное |
100 |
5 |
Художественно - эстетическое |
73 |
Мониторинг достижений воспитанников по ДОУ (развитие интегрированных качеств воспитанников) в (%)
В 2013-2014 учебном году в ДОУ осуществлялась специализированная (коррекционная) помощь детям нарушением речевого развития:14 воспитанникам логопедической группы и 9 воспитанникам подготовительной группы общеразвивающего направления (коррекции звукопроизношения: постановка звуков [Ш], [Р], [Рь] и их дифференцировка). Результативность представлена в Приложении 2. В мае - июне 2014 года в ДОУ работал педагог- психолог (0.5 ставки согласно штатному расписанию). Особое внимание уделялось оказанию консультативной помощи воспитанникам и их родителям по подготовке детей к школьному обучению: коррекции эмоциональной сферы воспитанников, развитию общей, мелкой моторики и психических процессов. Шла активная подготовка по формированию списочного состава логопедической группы на 2014-2015 учебный год: подписаны договора с родителями по оказанию психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, проведено расширенное обследование детей специалистами, даны рекомендации по медицинскому сопровождению врачами-специалистами (хирург, стоматолог, детский невролог, психиатр, отоларинголог), проведены консультации и вводные тренинги по артикуляционной гимнастики. За отчетный период состоялось 5 заседания ПМПк, на которых рассматривались вопросы по определению дальнейшей программы обучения для выпускников. Рассматривание данных вопросов на ПМПк ДОУ считаем необходимым для своевременного направления воспитанников на районную ПМПК с целью определения дальнейшей траектории развития детей с ОВЗ (обучение в специализированной школе или посещение детского сада до 8 лет).
Музыкальное развитие детей проводится в системе и результативно: реализация педагогической области «Музыка» составила по ДОУ 80% (прирост – 35%). Литературно-музыкальная гостиная «Встреча с прекрасным» прочно вошла в практику детского сада, и встречи детей старшего возраста в ней стали традиционными. В этом учебном году первая встреча в гостиной была посвящена знакомству воспитанников с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Познакомить с балетом, как крупным музыкально – сценическим жанром музыки, который был написан по сюжету сказки Э. Гофмана «Щелкунчик», удалось с помощью информационно-коммуникативных технологий. Дети учились воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение, верить в победу добра над злом. Следующие музыкально – художественные гостиные были посвящены Олимпийским играм в Сочи. На первой встрече «История Олимпиады» детей познакомили с историей Олимпийских игр (символы и ритуалы движения, виды спорта Древнего Олимпа). На второй встрече была показана презентация «Встреча талисманов двух Российских Олимпиад» (Олимпийские игры «Москва – 80» и «Сочи – 2014»).
Фольклорная группаиз 8 воспитанников старшего возраста приняла участие втрадиционном районном смотре-конкурсе«Весенняя капель» по теме «Расцветай, мой край родной!», посвященному 90-летию образования Нижнеингашского района. Наш детский сад хлебом-солью встречал гостей из других дошкольных учреждений поселка. К празднику была написана песня «Юбилейная», которую исполнил сводный детский хор дошкольников (приложение 3).
В этом учебном году коллективом педагогов запущен проект «Воспитываем будущих читателей». В рамках данного проекта подписан договор с Решотинской поселковой детской библиотекой о сотрудничестве, составлен план работы, направленный на воспитание у дошкольников интереса к книге и художественной литературе. Во время первой встречи, используя ИКТ, библиотекарь познакомила воспитанников с детской библиотекой и с историей возникновения книги. Вторая встреча была посвящена 105-летию со дня рождения Н.Н.Носова. Дети услышали рассказ о творчестве детского писателя, познакомились с его книгами, ответили на вопросы викторины. Третья – Дню былинного богатыря Ильи Муромца и его товарищам (ИКТ), четвертая – творчеству И.А.Крылова. Дети с удовольствием слушали рассказ о великом русском баснописце и инсценировали произведения автора. Проект «Воспитываем будущих читателей» долгосрочный, его участниками являются сотрудники библиотеки, воспитатели, воспитанники старшего возраста и их родители (приложение 7).
Систематически сотрудничаем с Канским драматическим театром и Нижнепойменским клубом им. Дзержинского (участие в конкурсных и развлекательных программах).
Плодотворной оказалась работа с ППО-291 КГКУ противопожарной охраны Красноярского края, которая проходит ежегодно согласно утвержденному плану взаимодействия, тематика встреч и их итоги регулярно освещаются в СМИ (газета «Решоты плюс»).
Взаимодействие ДОУ с учреждениями общего образования осуществлялось через:
- Интегрированное учебно-развлекательное мероприятие с детьми – выпускниками (ФЭМП и подготовка к обучению грамоте) «Скоро в школу»;
- заполнение карт индивидуального развития выпускников;
- выявление уровня подготовленности воспитанников к школьному обучению (педагоги-психологи РСОШ №10 и РСОШ №1);
- отслеживание успешности обучения воспитанников в 1 и 2 классах (старший воспитатель Коновалова Н.Г.)
- организацию встреч учителей начального звена с воспитанниками ДОУ 6-7 лет и их родителями (законными представителями).
В 2014 году в школу выпущены 34 ребенка. К сожалению, не все родители прислушиваются к рекомендациям педагогов ДОУ о нецелесообразности начала обучения в 6,5 лет и оформляют в школу детей психологически не готовыми к школьному обучению. Шкала эмоционального профиля первоклассников при адаптации детей к школе подтверждает данное наблюдение. В сентябре-октябре 2013 года дезадаптация наблюдалась у 10% первоклассников (в 2012 году - 3.4%), предварительное обследование психолога показывало абсолютную или условную неготовность выпускника к школьному обучению. Динамика готовности к школьному обучению и его успешность в первом и втором классе представлены в Приложении 4.
3.Условия осуществления образовательного процесса
В детском саду имеются условия для физкультурно-оздоровительного и музыкального развития дошкольников, создана система патриотического воспитания детей, которая предусматривает включение регионального компонента.
Дошкольное учреждение располагает следующим учебным оборудованием: компьютеры- 2, ноутбук – 1, универсальное лазерное устройство 3-в-1 - 3, принтер - 1, музыкальный центр – 1, DVD плеер - 2, телевизоры – 3, магнитофоны – 3, мультимедийная установка с экраном – 1, фотоаппарат – 1. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями достаточная, обновление и пополнение осуществляется за счет средств педагогов. Обеспеченность игрушками и игровыми предметами достаточная, осуществляется за счет добровольной помощи родителей воспитанников (работа родительских комитетов). Кроме этого, воспитатели активно используют личные ноутбуки и нетбуки при проведении индивидуальной и подгрупповой образовательной работы с детьми. Продолжалась подборка конспектов непосредственно образовательной деятельности лексико-тематического содержания и созданию медиотеки данного направления. Методический кабинет пополнен новым наглядно-демонстративным материалом (картинами и куклами). На спонсорские средства обновлен спортивный инвентарь и расширен его ассортимент: приобретены диски «Здоровье» (5 шт.), скакалки (20 шт.), мячи разного диаметра (15 шт.), 2 футбольных и 1 баскетбольный мячи, 2 сигнальных конуса, секундомер и насос.
С 2009 года медицинское обслуживание ДОУ осуществляется специалистом МБУЗ Нижнеингашского района в соответствии с договором на медицинское обслуживание. Медсестра проводит антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года. Оказывает доврачебную помощь детям. Оснащение и оборудование медицинского блока позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение детей, контроль над их здоровьем и физическим развитием. Медсестра наряду с администрацией и педагогическим персоналом несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режимом и качеством питания воспитанников. В мае 2014 года медицинский блок ДОУ получил санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам № 2281353 (№ 24.88.05.000.М.000023.05.14 от 23.05.2014 г.). Медицинский контроль и его результаты показывают, что заболеваемость детей по сравнению с прошлым учебным годом осталась на прежнем уровне (2.6 детодня в месяц), наибольшее количество случаев составили такие заболевания как ветряная оспа (49 случаев) и ринофаренгит (107 случаев). Хронические заболевания зафиксированы у 2-х детей, дети – инвалиды - 2. За отчетный период случаев детского травматизма в ДОУ не наблюдалось.
В ДОУ организовано 4-х разовое питание. Для организации питания заключались контракты с поставщиками продуктов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пищеблок оснащён всем необходимым для приготовления пищи оборудованием и уборочным инвентарём. Систематически осуществляется контроль над качеством и организацией питания. По результатам проверок специалистами управления образования, ревизионной комиссией учредителя и внутреннего контроля существенных нарушений выявлено не было.
4. Результаты деятельности ДОУ
МБДОУ «Сибирячок» был закрыт на текущий ремонт с 10.10.2013 по 11.11.2013 года (установка 17 пластиковых окон, укладка линолеума в музыкальном зале и в 2-х групповых комнатах, косметический ремонт помещений групповых ячеек). Посещаемость детей в ДОУ за 8 месяцев составила 66% Заболеваемость детей 11.6 %, пропуски по техническим причинам 12%.
По результатам участия педагогов и воспитанников детского сада в профессиональных и творческих конкурсах разного уровня виден рост профессиональной активности педагогов (Приложение 5). Хочется обратить внимание на конкурс «Огород на окне», который проходил в 2 этапа. Участники конкурса - дети, педагоги и родители (законные представители)воспитанников. В ходе данного конкурса была преобразована пространственная предметно-развивающая среда (ППРС) с целью организации экспериментально-исследовательской деятельности детей в групповых ячейках. Активизировалась деятельности воспитателей по формированию психических процессов у дошкольников в процессе наблюдений за растениями и ухода за ними, а педагоги совершенствовали навыки проектной деятельности. Особое внимание было уделено предъявлению результатов: ведению календарей наблюдений за ростом растений, сбору урожая и художественной деятельности.
Неоднократно деятельность ДОУ освещалась на страницах местной газеты «Решоты-плюс»: печатались фоторепортажи, статьи «Юные пожарные» 27.11.2013, «Детский сад открывает двери» 04.12.2013, «Плодотворный год» 25.12.2013, «Клянемся навеки быть верными спорту» 05.03.2014, «Сибирячок» принимает гостей» 1109.04.2014. В марте 2014 года по местному телевидению был показан сюжет «Маму поздравляют малыши», в котором участвовали наши воспитанники.
5. Кадровый потенциал
Дошкольное учреждение кадрами укомплектовано. Количество молодых специалистов (стаж работы до 5 лет) и профессионалов (стаж работы более 25 лет) одинаково, по 30%. Качественный и количественный состав персонала ДОУ, повышение квалификации педагогов представлены в Приложении 6. Открытые просмотры непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми Приложении 8.
В отчетном учебном году на базе ДОУ проведено РМО коррекционной направленности по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя на коррекционных занятиях». Представляли практическую часть РМО (МБДОУ «Топтыжка») по теме «Проектная деятельность в ДОУ» - презентация (методика написания проекта и опыт работы МБДОУ «Сибирячок»).
Участвовали в работе IY педагогической конференции работников дошкольных образовательных учреждений г. Канска и восточного образовательного округа Красноярского края «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта». Учитель-логопед презентовала опыт работы по теме «Интеграция разных видов деятельности в реализации коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья» в форме доклада «Из детского сада в школу - успешные практики перехода детей с ОНР».
Ко дню дошкольного работника в коллективе состоялся праздник «Лучшая пара». Развлекательная программа к профессиональному празднику – традиция ДОУ. В этом году соревновались в смекалке, юморе и сообразительности пары: педагог и представитель из обслуживающего персонала. Такие мероприятия способствуют укреплению сотрудничества и взаимопонимания, улучшение психологического климата в коллективе и профилактике профессионального выгорания.
Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого к концу учебного года: воспитанники/педагоги – 7.3/1, воспитанники/все сотрудники – 3,5/1.
6. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения
В текущем учебном году, наряду с традиционными формами работы с родителями, осваивалось неформальное сотрудничество: родительские собрания за круглым столом с чаепитием, тренингами, опросами, предъявлением работ детей по изодеятельности и конструированию (выставки) и непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (форма, величина, количество и счет, ориентировка во времени и пространстве), подготовке к обучению грамоте (звук, слог, слово, предложение) и развитию связной речи.
Организация выставок семейного творчества – тоже традиция нашего ДОУ. В этом учебном году мы впервые участвовали в федеральном интернет-конкурсе. Во Всероссийской благотворительной конкурсной Программе «Наполни сердце добротой» (конкурсное направление «Рисунки»-2013) были представлены работы 23-х воспитанников.
С целью активизации участия родителей воспитанников в решении задач Образовательной программы ДОУ и учета их запросов и потребностей ежегодно составляется социальный паспорт семьи, изучаются возможности и творческий потенциал семьи (хобби). (Приложение 9).
Для совершенствования взаимодействия с семьями воспитанников и изучения общественной оценки деятельности учреждения информируем родителей о новостях из жизни ДОУ и результатах воспитательно-образовательной деятельности на сайте ДОУ и на информационных стендах. Сайт дошкольного учреждения постоянно обновляется, его целью является ориентация общественности в особенностях организации и результативности воспитательно-образовательного процесса. Но только 58% родителей знают, что в интернете есть сайт нашего дошкольного учреждения, знакомы с материалами сайта ДОУ – 47% родителей, гостями на сайте ДОУ побывали 39%, а 25% высказали своё мнение о нем: понятен и интересен.
В феврале-марте 2014 года в рамках реализации проекта «Воспитываем будущих читателей» проводилось анкетирование по теме «Воспитание интереса к книге». В опросе приняли участие 87% семей, имеющих детей в возрасте 5-7 лет. Выявлено, что у большинства наших воспитанников есть домашние детские библиотечки (88%), а вот поселковую детскую библиотеку пока посещают только 9%. Поэтому способствовать зарождению традиции семейного чтения и повышению педагогической культуры родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге наша цель (приложение 9).
В апреле 2014 года в целях укрепления сотрудничества и достижения полного взаимопонимания по вопросам воспитания, с интересом узнали мнение родителей о качестве образовательных услуг, питания, изучался вопрос взаимоотношений родителей и педагогов, а также анализировалась работа сайта ДОУ. В разговоре участвовало 79% семей:
- Удовлетворенность комфортностью помещений дошкольного учреждения составила 82%,
- доброжелательное отношение должностных лиц (работников детского сада) к родителям отметили 100% опрошенных,
- удовлетворенность питанием детей в детском саду составила 85%,
- уровень доверия дошкольному учреждению: доверяю 86%, трудно сказать – 14%, не доверяю-0%.
Данные опросы позволяют спланировать дальнейшую работу по сотрудничеству с семьей в новом учебном году с целью оказания им консультативной и практической помощи.
8. Заключение.
Принимая во внимание результаты работы и возникшие проблемы, были определены перспективы работы на следующий год:
1. Обеспечить правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС) согласно плану-графику мероприятий по введению ФГОС в ДОУ
2. Социальное развитие детей через обогащение сюжетно-ролевых игр
3. Повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию детей, формирование у них уважения к историческому прошлому, а также вовлечение воспитанников, их родителей и педагогов в процесс совместной деятельности.
4. Совершенствовать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса ДОУ при взаимодействии с родителями.
Для оценки работы ДОУ за 2013-2014 учебный год и написания проекта плана работы на новый учебный год проведено анкетирование педагогов. Было роздано 14 анкет, обработано -14 анкет (100%). Средняя оценка работы ДОУ составила 4.3 балла.